Ühe Pihkvamaa õpetajanna pedagoogiline filosoofia
Lehekülg 1, lehekülgi kokku 1
Ühe Pihkvamaa õpetajanna pedagoogiline filosoofia
Meie mõttesõela meetodi levitaja Venemaal on kirjutanud oma pedagoogilise kreedo:
«Моя педагогическая философия»
Эссе
Петрова Оксана Геннадьевна
«Вы любите жизнь?» - когда я задаю этот вопрос, то вижу в ответ удивленные взгляды. Тогда спрашиваю: «А что, значит, любить жизнь?». И вот тогда появляется множество ответов. Когда поток оригинальных мыслей заканчивается, то иногда в аудитории звучит – любить жизнь, значит, беречь свое здоровье. Без здоровья, в итоге нет и самой жизни.
Одна из важнейших задач школы – сохранение высокого уровня реального здоровья выпускника и подготовка его к дальнейшей успешной и счастливой жизни. Привычные слова, но что же за ними стоит в действительности? Как записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия. И наша учительская задача – создать не только гигиенические условия, но и такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, где нет места стрессу, боязни, страху, а, следовательно, не разрушается здоровье детей. Еще в 14 веке В.Вундт доказал, что при пассивном восприятии готовых понятий появляется физиологическое чувство страдания, а при активном напряжении, стремлении к определенной цели появляется чувство удовлетворения. Поэтому необходимо, чтобы ребенок на уроке развивался, творил, сам строил свои знания.
Обратите внимание на малышей. Сколько бы им не рассказывали об окружающем мире, подстерегающих опасностях, они упорно не желают нам верить на слово. Маленькие дети все проверяют сами – удивляются, обжигаются, радуются, падают, получая собственный жизненный опыт. Со временем они учатся анализировать и применять знания в новых нестандартных ситуациях, но в то же время, находясь в противоречивом состоянии выбора – исследовать или принимать на веру – подрастая, все чаще переходят на позицию принятия на веру. В постоянно меняющемся мире, для адаптации и выживания человек с несформированной исследовательской позицией оказывается беспомощным. Мир вокруг меняется так быстро, что «приходится бежать со всех ног, только чтобы остаться на том же месте. Если хочешь попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее» (Льюис Керролл «Приключения Алисы в стране чудес»).
Одним из способов познания мира является исследование. В этом отношении исследовательскую деятельность школьников можно определить как творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся. Развивать исследовательскую позицию можно в том случае, если учащийся - активный участник событий на уроке. Учитель не передает знания, а помогает учиться и развиваться, является не единственным источником информации, а организатором познавательной деятельности. Исследователь – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы и ищет на них ответы. Мудрецы сравнивали знак вопроса с крючком, на которые ловятся идеи. Творчество, идеи появляются как поведение при отсутствии угрозы и принуждения от окружения. Мы признаем право каждого на собственное мнение, право на ошибку, право на молчание, тем самым, создавая среду для выдвижения идей, рождения вопросов. В противном случае ребенок становится осмотрительным, боится свободно выражать свои мысли. Каждый тип вопроса актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Зная это, мы можем сознательно управлять как своим мышлением, так и мышлением наших учеников, чтобы реализовать интеллектуальный потенциал в полной мере.
На учебном занятии в поиске решения проблемы мы вместе в сотрудничестве движемся по пути познания истины. Открываем субъективно неизвестное, обмениваемся знаниями и культурными ценностями. В результате происходит развитие исследовательской позиции к миру, другим и к самому себе, а также расширение мировоззрения. Учитель может помочь, создавая условия для освоения разнообразных, сложных и в тоже время увлекательных способов работы, оставаясь в тени, будучи «дирижером» событий, происходящих на учебном занятии. Как говорил древнекитайский философ Лао-цзы:
Среди пастырей наилучший тот,
О чьем существовании паства едва догадывается.
Не столь хорош тот, кому она внемлет с восторгом.
Хуже всех пастырь, которого презирают.
Люди не уважают того, кто не уважает людей.
Мудрый же пастырь, добившись своей цели,
Не славит свои труды,
И паства скажет: «Мы сделали это сами».
В результате каждый учащийся видит, что он может самостоятельно достигать результата и получает удовольствие от успеха. Крайне важно предоставлять реальный шанс на успех всем ученикам. Тот, кто успешен в учебе, и тот, кому на сегодняшний день пока трудно, должны учиться с одинаковой заинтересованностью. Каждый стремится достичь вершины «пирамиды», познать радость победы над трудностями, над собой. На уроке идет совместная деятельность обсуждения вопросов, принятия решений, т.е. процесс сотрудничества, сотворчества, соавторства. Ребенок – полноценный участник различных форм работы, а любая грань знаний, приобретенных на уроке, это результат собственной деятельности. Учащийся на уроке не только учится сам – он учит и своих одноклассников. В.К. Дьяченко говорил по этому поводу: «я учу, чтобы научить другого. А ты учишься для того, чтобы научить меня. Таким образом, мы знаем в два раза больше, чем знали до этого». В такой обстановке работают все, нет условий для того, чтобы «отсидеться», да и нет желания.
Глубокая гуманизация процесса образования связана с возможностью и необходимостью организации этапа безотметочной творческой деятельности. Мы исходим из ключевого посыла, что невозможна непосредственная передача знаний от учителя к ученику и привычная отметка может заменяться объективными процессами самостоятельного добывания знаний учениками и укрепления способности учителя управлять ученической исследовательской деятельностью на основе критериев. Оценивание деятельности по пути достижения цели не отметками, а оценками на основе критериев (причем разработанных для само-, взаимо- и внешней оценки) позволяет организовать чередование индивидуальной, групповой и коллективной работы и снизить стрессовый характер обучения.
Критерии оценивания позволяют сравнить цель и промежуточный результат. Это сравнение и есть оценка. Она позволяет создать условия для поддержки, одобрения, совета, признания успешности совершенных усилий. Задача педагога – окрылить учащегося, выразить признание его выбора. Для развития личности нужна фактическая помощь в устранении затруднений, воодушевляющие оценки индивидуальных достижений. Необходимо выявлять типичные затруднения и совершенствовать приемы оказания помощи.
Организация творческой деятельности без критериев напоминает «стрельбу с завязанными глазами», если не определен конечный результат и не поставлена цель как фактор, обуславливающий способ и характер деятельности. Исходя из этого, критерии оценивания должны быть известны учащимся и обсуждены с ними до начала работы. Такая оценка нужна как информация обратной связи, позволяющая ребенку преодолеть возникающие затруднения. Поэтому критерии оценивания должны быть максимально поддерживающими, стимулирующими по возможности полную, разностороннюю работу. Критерии оценивания способны поощрять творчество детей. Не иметь вычитательный характер, а показывать, за что можно получить дополнительные баллы. Демонстрировать, как можно показать индивидуальные способности, отразить свои находки в исследовании. Критерии оценивания дают возможность каждому отличиться. Критериев должно быть достаточно много, чтобы никто не застрял "около нуля". Учителю необходимо иметь максимально много полезной информации, в частности, о затруднениях учащихся на разных этапах деятельности и использовать ее для содержательной коррекции индивидуальной деятельности.
Самостоятельная исследовательская работа в этом получает надёжную руководящую опору в форме критериев оценивания, чтобы обеспечить действительную реализацию целей работы. И тогда на этапе защиты не только педагог, а все присутствующие смогут убедиться, как много нового каждый ученик узнал и многому научился в результате работы. В этом и заключается главный смысл оценивания. Именно благодаря критериям оценивания (как совместно написанным правилам, опубликованным) добытые учениками знания и приобретённые умения получают общественное признание, (то есть оценку), признаются ценными и способствуют развитию у учащихся ключевых компетентностей.
Нам видится, что основными ключевыми компетентностями учащихся, формирующимися в результате творческой деятельности и востребованные в дальнейшем можно считать:
• умение поставить цель;
• выявление проблемы и нахождение способов ее решения;
• умение работать с информацией;
• развитие коммуникационных навыков.
Учитель, применяя различные технологические подходы, создает такую среду, в которой учащийся, не задумываясь над тем, какие компетентности у него формируются, учится с радостью. Учитель заинтересовывает, подводит к проблеме. В дальнейшем вся деятельность направлена на увлеченное решение проблемы, которую сформулировали сами учащиеся в виде задач, особенно если она носит практический характер, имеет прикладное значение и, что весьма важно, интересна и значима для самих школьников.
Дети работают с учебником, цифровыми образовательными ресурсами, учебными статьями и другими источниками информации, самостоятельно строят свои знания, критически сопоставляют различные позиции, принимают взвешенные, аргументированные решения. Это пригодится для успешной деятельности в изменяющемся мире, каждому ученику необходимо научиться принимать самостоятельные и осмысленные решения, работать с информацией.
Работая в группе или коллективе, школьники учатся принимать на себя разные социальные роли, учатся общаться и выполнять работу совместно с другими, принимать совместные решения – это позволяет эффективно решать учебные задачи. Эти умения помогут им и за пределами школы, ведь совместная деятельность занимает значительную часть сознательной жизни человека.
Следовательно, все, что происходит на уроке строится на прочном фундаменте – увлеченности. А то, что делается с интересом, не по принуждению, способствует снижению утомляемости, создает атмосферу психологического комфорта, и в таких условиях формируются названные ключевые компетентности, способствующие, на наш взгляд, более легкому вхождению детей в социум и в конечном итоге сохранению здоровья детей.
Подводя итог размышлениям, можно кратко сформулировать ключевые положения: моя педагогическая философия заключается в сотрудничестве, соавторстве, сотворчестве в учебной деятельности, направленности учебного процесса в соответствии с требованиями жизни, чуткости друг к другу, мудрости любви, объективности.
«Моя педагогическая философия»
Эссе
Петрова Оксана Геннадьевна
«Вы любите жизнь?» - когда я задаю этот вопрос, то вижу в ответ удивленные взгляды. Тогда спрашиваю: «А что, значит, любить жизнь?». И вот тогда появляется множество ответов. Когда поток оригинальных мыслей заканчивается, то иногда в аудитории звучит – любить жизнь, значит, беречь свое здоровье. Без здоровья, в итоге нет и самой жизни.
Одна из важнейших задач школы – сохранение высокого уровня реального здоровья выпускника и подготовка его к дальнейшей успешной и счастливой жизни. Привычные слова, но что же за ними стоит в действительности? Как записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия. И наша учительская задача – создать не только гигиенические условия, но и такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, где нет места стрессу, боязни, страху, а, следовательно, не разрушается здоровье детей. Еще в 14 веке В.Вундт доказал, что при пассивном восприятии готовых понятий появляется физиологическое чувство страдания, а при активном напряжении, стремлении к определенной цели появляется чувство удовлетворения. Поэтому необходимо, чтобы ребенок на уроке развивался, творил, сам строил свои знания.
Обратите внимание на малышей. Сколько бы им не рассказывали об окружающем мире, подстерегающих опасностях, они упорно не желают нам верить на слово. Маленькие дети все проверяют сами – удивляются, обжигаются, радуются, падают, получая собственный жизненный опыт. Со временем они учатся анализировать и применять знания в новых нестандартных ситуациях, но в то же время, находясь в противоречивом состоянии выбора – исследовать или принимать на веру – подрастая, все чаще переходят на позицию принятия на веру. В постоянно меняющемся мире, для адаптации и выживания человек с несформированной исследовательской позицией оказывается беспомощным. Мир вокруг меняется так быстро, что «приходится бежать со всех ног, только чтобы остаться на том же месте. Если хочешь попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее» (Льюис Керролл «Приключения Алисы в стране чудес»).
Одним из способов познания мира является исследование. В этом отношении исследовательскую деятельность школьников можно определить как творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся. Развивать исследовательскую позицию можно в том случае, если учащийся - активный участник событий на уроке. Учитель не передает знания, а помогает учиться и развиваться, является не единственным источником информации, а организатором познавательной деятельности. Исследователь – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы и ищет на них ответы. Мудрецы сравнивали знак вопроса с крючком, на которые ловятся идеи. Творчество, идеи появляются как поведение при отсутствии угрозы и принуждения от окружения. Мы признаем право каждого на собственное мнение, право на ошибку, право на молчание, тем самым, создавая среду для выдвижения идей, рождения вопросов. В противном случае ребенок становится осмотрительным, боится свободно выражать свои мысли. Каждый тип вопроса актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Зная это, мы можем сознательно управлять как своим мышлением, так и мышлением наших учеников, чтобы реализовать интеллектуальный потенциал в полной мере.
На учебном занятии в поиске решения проблемы мы вместе в сотрудничестве движемся по пути познания истины. Открываем субъективно неизвестное, обмениваемся знаниями и культурными ценностями. В результате происходит развитие исследовательской позиции к миру, другим и к самому себе, а также расширение мировоззрения. Учитель может помочь, создавая условия для освоения разнообразных, сложных и в тоже время увлекательных способов работы, оставаясь в тени, будучи «дирижером» событий, происходящих на учебном занятии. Как говорил древнекитайский философ Лао-цзы:
Среди пастырей наилучший тот,
О чьем существовании паства едва догадывается.
Не столь хорош тот, кому она внемлет с восторгом.
Хуже всех пастырь, которого презирают.
Люди не уважают того, кто не уважает людей.
Мудрый же пастырь, добившись своей цели,
Не славит свои труды,
И паства скажет: «Мы сделали это сами».
В результате каждый учащийся видит, что он может самостоятельно достигать результата и получает удовольствие от успеха. Крайне важно предоставлять реальный шанс на успех всем ученикам. Тот, кто успешен в учебе, и тот, кому на сегодняшний день пока трудно, должны учиться с одинаковой заинтересованностью. Каждый стремится достичь вершины «пирамиды», познать радость победы над трудностями, над собой. На уроке идет совместная деятельность обсуждения вопросов, принятия решений, т.е. процесс сотрудничества, сотворчества, соавторства. Ребенок – полноценный участник различных форм работы, а любая грань знаний, приобретенных на уроке, это результат собственной деятельности. Учащийся на уроке не только учится сам – он учит и своих одноклассников. В.К. Дьяченко говорил по этому поводу: «я учу, чтобы научить другого. А ты учишься для того, чтобы научить меня. Таким образом, мы знаем в два раза больше, чем знали до этого». В такой обстановке работают все, нет условий для того, чтобы «отсидеться», да и нет желания.
Глубокая гуманизация процесса образования связана с возможностью и необходимостью организации этапа безотметочной творческой деятельности. Мы исходим из ключевого посыла, что невозможна непосредственная передача знаний от учителя к ученику и привычная отметка может заменяться объективными процессами самостоятельного добывания знаний учениками и укрепления способности учителя управлять ученической исследовательской деятельностью на основе критериев. Оценивание деятельности по пути достижения цели не отметками, а оценками на основе критериев (причем разработанных для само-, взаимо- и внешней оценки) позволяет организовать чередование индивидуальной, групповой и коллективной работы и снизить стрессовый характер обучения.
Критерии оценивания позволяют сравнить цель и промежуточный результат. Это сравнение и есть оценка. Она позволяет создать условия для поддержки, одобрения, совета, признания успешности совершенных усилий. Задача педагога – окрылить учащегося, выразить признание его выбора. Для развития личности нужна фактическая помощь в устранении затруднений, воодушевляющие оценки индивидуальных достижений. Необходимо выявлять типичные затруднения и совершенствовать приемы оказания помощи.
Организация творческой деятельности без критериев напоминает «стрельбу с завязанными глазами», если не определен конечный результат и не поставлена цель как фактор, обуславливающий способ и характер деятельности. Исходя из этого, критерии оценивания должны быть известны учащимся и обсуждены с ними до начала работы. Такая оценка нужна как информация обратной связи, позволяющая ребенку преодолеть возникающие затруднения. Поэтому критерии оценивания должны быть максимально поддерживающими, стимулирующими по возможности полную, разностороннюю работу. Критерии оценивания способны поощрять творчество детей. Не иметь вычитательный характер, а показывать, за что можно получить дополнительные баллы. Демонстрировать, как можно показать индивидуальные способности, отразить свои находки в исследовании. Критерии оценивания дают возможность каждому отличиться. Критериев должно быть достаточно много, чтобы никто не застрял "около нуля". Учителю необходимо иметь максимально много полезной информации, в частности, о затруднениях учащихся на разных этапах деятельности и использовать ее для содержательной коррекции индивидуальной деятельности.
Самостоятельная исследовательская работа в этом получает надёжную руководящую опору в форме критериев оценивания, чтобы обеспечить действительную реализацию целей работы. И тогда на этапе защиты не только педагог, а все присутствующие смогут убедиться, как много нового каждый ученик узнал и многому научился в результате работы. В этом и заключается главный смысл оценивания. Именно благодаря критериям оценивания (как совместно написанным правилам, опубликованным) добытые учениками знания и приобретённые умения получают общественное признание, (то есть оценку), признаются ценными и способствуют развитию у учащихся ключевых компетентностей.
Нам видится, что основными ключевыми компетентностями учащихся, формирующимися в результате творческой деятельности и востребованные в дальнейшем можно считать:
• умение поставить цель;
• выявление проблемы и нахождение способов ее решения;
• умение работать с информацией;
• развитие коммуникационных навыков.
Учитель, применяя различные технологические подходы, создает такую среду, в которой учащийся, не задумываясь над тем, какие компетентности у него формируются, учится с радостью. Учитель заинтересовывает, подводит к проблеме. В дальнейшем вся деятельность направлена на увлеченное решение проблемы, которую сформулировали сами учащиеся в виде задач, особенно если она носит практический характер, имеет прикладное значение и, что весьма важно, интересна и значима для самих школьников.
Дети работают с учебником, цифровыми образовательными ресурсами, учебными статьями и другими источниками информации, самостоятельно строят свои знания, критически сопоставляют различные позиции, принимают взвешенные, аргументированные решения. Это пригодится для успешной деятельности в изменяющемся мире, каждому ученику необходимо научиться принимать самостоятельные и осмысленные решения, работать с информацией.
Работая в группе или коллективе, школьники учатся принимать на себя разные социальные роли, учатся общаться и выполнять работу совместно с другими, принимать совместные решения – это позволяет эффективно решать учебные задачи. Эти умения помогут им и за пределами школы, ведь совместная деятельность занимает значительную часть сознательной жизни человека.
Следовательно, все, что происходит на уроке строится на прочном фундаменте – увлеченности. А то, что делается с интересом, не по принуждению, способствует снижению утомляемости, создает атмосферу психологического комфорта, и в таких условиях формируются названные ключевые компетентности, способствующие, на наш взгляд, более легкому вхождению детей в социум и в конечном итоге сохранению здоровья детей.
Подводя итог размышлениям, можно кратко сформулировать ключевые положения: моя педагогическая философия заключается в сотрудничестве, соавторстве, сотворчестве в учебной деятельности, направленности учебного процесса в соответствии с требованиями жизни, чуткости друг к другу, мудрости любви, объективности.
Valdo- Postituste arv : 514
Join date : 16/05/2009
Lehekülg 1, lehekülgi kokku 1
Permissions in this forum:
Sa ei saa vastata siinsetele teemadele